GIRLFRIEND OF STEEL

СТАЛЬНАЯ ПОДРУЖКА

Написание рецензий любого толка — вещь всегда субъективная. Особенно, если при этом анализируется нечто, имеющее отношение к горячее любимому или столь же горячо не любимому предмету. Как ни старайся, но если ты фанат тяжелого металла — ну никак ты не сможешь написать беспристрастный обзор нового супер-пупер клипа группы «Тутси». А теперь представим, что нашему фанату металла поручили написать рецензию на фильм, повествующий о жизни его любимой группы. В фильме, разумеется, присутствую любимые композиции — и уже за одно это хочется поставить фильму оценку «отлично». Но ведь это далеко не все! А что, если сам фильм снят плохо? Что если плохо подобраны кадры, голос за кадром — ужасно гнусав, а отрывки из биографии напоминают рассказ о маньяках-убийцах? Или это только нашему меломану так кажется, а на самом деле фильм — весьма выдающееся произведение кинематографа?

Я это все пишу к чему — Neon Genesis Evangelion как сверхпопулярное аниме породил выпуск большого количества сопутствующих товаров, призванных, как хочется верить, не только и не столько опустошить кошельки фанатов, но и доставить им определенное удовольствие от обладания этим статуэтками, майками, постерами и компьютерными играми. И именно о компьютерной игре и пойдет сегодня разговор.

А ОНО НАМ НАДО?

Сегодня годовой оборот индустрии электронных игр уже  превысил аналогичный показатель киноиндустрии и продолжает расти. Как следствие, релизы сверхпопулярных блокбастеров типа «Властелина Колец», «Звезных Войн» или «Гарри Поттера» в виде компьютерных игр сегодня уже никого не удивляют. Однако у игровой индустрии есть один немаловажный аспект — как ни крути, а индустрия это вполне может называться искусством, ибо появление игрушек, способных увлечь миллионы людей по всему миру на многие годы, происходит весьма редко. Основная же масса продуктов — это так, серенькие мышки, способные увлечь максимум на пару недель.

Увы, но обладатели авторских прав на такие раскрученные бренды как Star Wars или Lord of the Rings не гнушаются использованием этой самой раскрученностью на полную катушку — и в результате мы наблюдаем появление на рынке тех самых серых мышек, которые отличаются от десятков им подобных разве что более красочной упаковкой со знакомыми героями на обложке. Разумеется, раз подобные игры выпускаются — значит, кто-то их покупает. По всей видимости, это те фанаты, которые готовы отдать все за еще одно упоминание любимого произведения.

Когда я узнал о существовании компьютерных игр по NGE, в первую очередь меня посетило опасение, что в этом случае будет иметь место как раз такая ситуация — когда единственным положительным качеством игры будет наличие в ней ссылок на полюбившиеся нам персонажи NGE. Как оказалось, по крайней мере, в отношении одной игры я, к счастью, ошибался.

LADIES FIRST

Итак, встречаем — «NGE: Girlfriend of Steel». По своему характеру игру можно условно отнести к жанру adventure/quest. Условно — потому что в отличие от многочисленной толпы стратегий, стрелялок и пр. по мотивам Star Wars, которые являются вполне самостоятельными компьютерными играми даже если не знать ничего про вселенную Лукаса, GoS может называться «игрой» лишь с большой натяжкой. Собственно, вся «игра» в обычном понимании этого слова заключается в едва ли десятке случаев, когда вы можете вмешаться в действия персонажей, причем лишь в трех случаях это хоть как-то может повлиять на ход происходящего.

Что же представляет из себя игра? Ваш главный герой, которым вы «играете», — это Икари Синдзи. Действие игры разворачивается в разных местах — школа, дом Синдзи, разные районы Токио-3, здания института NERV. Во время игры вы встретитесь со всеми основными персонажами Евангелиона — Аской, Рей, Мисато, Рицуко, отцом Синдзи, его школьными товарищами и другими. И, разумеется, познакомитесь с самой Girlfriend of Steel — симпатичной и обаятельной девушкой по имени Мана Киришима, совершенно неожиданно появляющейся в жизни Синдзи.

Да-да, название игры нужно трактовать буквально — как бы это не казалось невозможным, но у Синдзи появляется подружка! Не боевой соратник, с которым ты выходишь на битву с Ангелами, не одноклассница, донимающая своим ужасным характером как в школе, так и дома, — а самая настоящая девушка! Милая, кроткая, такая беззащитная с виду: ну и что, что ведет себя иногда странно. Это еще ни о чем не говорит, чтобы там Аска не заявляла: или: нет: не может быть… нет!!

Интересно? Ну тогда милости просим в игру.

ИГРА КАК ОНА ЕСТЬ

Происходящее в игре принимает вид меняющихся изображений места действия, в-основном статичных, мини-портретов участников происходящего (разных для разных эмоциональных состояний), а также диалогов, сопровождаемыми субтитрами. Весь дизайн и все рисунки делался в студии Gainax, так что все будет выглядеть ровно так, как мы к этому привыкли при просмотре аниме. Более того, музыкально сопровождение игры тоже на самом высшем уровне — вы услышите как ставшие уже любимыми композиции, там и новые.

В тех местах игры, где вы можете что-то сделать, как правило, существует возможность сохранения. При этом большинство ваших действий никак не влияют на происходящее, и в игре есть лишь 3 момента, когда вам нужно сделать необратимый выбор — т.е. выбор, изменить который вы впоследствии не сможете и результат которого влияет на дальнейшее происходящее в игре. Момент выбора определить достаточно просто — в это время управление отдается вам, а справа от изображения на экране (а не внизу, как обычно) появляется окно с двумя (первый выбор) или тремя (второй и третий выбор) вариантами действий.

Не густо, скажете вы. Да, действительно, для современной компьютерной игры GoS обладает, мягко говоря, не самой хорошей играбельностью. Все же стоит принять во внимание два факта. Во-первых, игра вышла в феврале 1998 года — то есть очень давно по меркам компьютерной индустрии. А во-вторых играбельность — это далеко не главное, что делает игру столько привлекательной и сегодня.

Самым главным в игре, на мой взгляд, является другое. Я более чем уверен в том, данное произведение нужно рассматривать не как компьютерную игру-приключение. Более того, не как компьютерную игру вообще. Игра разрабатывалась студией Gainax, т.е. непосредственными создателями сериала. И в отличие от любых игр по вселенной Star Wars, (сюжет которых порой заставляет задуматься, а где же создатели берут такую траву) GoS целиком и полностью привязана к происходящему в сериале. Как я уже говорил, ее и игрой-то назвать можно весьма условно, разве что за наличие опций Save/Load и минимальной возможности влиять на происходящее. На мой взгляд, GoS — это дополнительный эпизод сериала. Обладающий самостоятельным сюжетом, не противоречащим, но наоборот — прекрасно вписывающимся в историю ТВ-серий. Дающий нам возможность более подробно узнать о характерах и взаимоотношениях героев сериала. И обладающий необъяснимым, неосязаемым, но в тоже время однозначно ощутимым духом «Евангелиона».

Т.к. основная прелесть этой игры — в дополнительной информации о жизни героев сериала, я рекомендую попробовать все варианты. Для этого нужно поступать следующим образом. В каждый момент времени, когда вам дается право управлять Синдзи (управлять = выбирать, куда ему дальше идти), сохраняйтесь. В один и тот же слот, скажем, №1 (всего в игре 4 слота для сохранения). Как только вы окажетесь перед первым выбором (с двумя вариантами), все последующие сохранения делайте в другой слот. После второго выбора (программа визита на озеро) — сохраняйтесь уже в 3 слот. Таким образом у вас будут всегда 3 сохранения, ближайших к моменту совершения выбора. Можно будет вернуться и проиграть другие варианты развития событий, а главное — получить другой вариант финала (которых всего 3).

ДАЙТЕ ДВЕ!

Ну что, вам уже интересно? Что-то вы сказали? Где достать это и причем побыстрее? Увы, с доступностью есть некоторая напряженка — игра, как водится, вышла в Японии и к нам добираться совсем не собирается. Более того, не планируется и издание ее на каком-либо языке, отличном от японского.

Тем не менее, положительные стороны игры настолько привлекательны, что она просто не могла не оказаться в руках фанатов-умельцев. И вуаля — нам доступна версия с русскими субтитрами! Да, качество музыки в ней было несколько урезано с целью уменьшения итогового объема. Но факт доступности перевешивает этот небольшой минус.

Сама игра, увы, очень коротка. Подобных игр хотелось бы видеть больше. Несложный поиск в Интернете быстро выдает нам информацию об игре GoS-2. Увы, это не продолжение GoS. GoS-2 — совершенно самостоятельное произведение, рассказывающее об альтернативном варианте развития: впрочем, это уже совсем другая история.

GIRLFRIEND OF STEEL: SPECIAL EDITION

Первое, что бросилось в глаза — цифры 2006. Видимо, студия не забывает свои поделки, и выжимает из них максимум, эээ, возможностей (наверно многие из вас уже знают, что эта игра — переиздание 2006 года).
Далее нам показывают вступительный ролик, повествующий о том, как два Эскалибура сбегают с базы военных. Вообще, первое впечатление складывается примерно следующее — игра позиционируется, как расширенная версия самого первого GoS’а — то, что не влезло в тот раз, теперь покажут в этом варианте. То есть мы узнаем больше информации о Мане и ее прошлом. Хотя и Аска не осталась в стороне. Я с удивлением пронаблюдал новые картинки, повествующие о том, что ее ревность вышла на новый качественный уровень.
Сюжет игры тоже претерпел некоторые изменения — как сообщает англоязычный форум, «there are 2 new scenerios and 1 new ending», который расскажет о хеппи-энде для Киришимы-сан.

Техническая часть так же эволюционировала.
Меню игры стало более дружественным и красивым. Теперь тут все мягче и деликатнее — а так же удобнее.
Абсолютно все статичные картинки можно посмотреть в любое время, зайдя в специальный альбом (перед этим их, по доброй традиции, надо открыть в игре). Сами эти картинки можно настроить, как душа пожелает — мало того, что игра выставляется на разрешение вплоть до 1280х1024, так и бэкграудны теперь имеют три уровня качества, плюс можно изменить размер мини-портретов персонажей — от совсем маленьких до почти огромных. Так же разработчики не поскупились на слоты для сохранений — теперь их аж 99 штук.
На некоторых артах прибавилось анимации — как, например, мигающий светофор. Мелочь, а приятно.

Какой же вердикт можно вынести этой игре?
Мое мнение — если вы фанат Маны, или неровно дышите к Аске, или вам просто нравиться бродить по статичным локациям, рассматривая картинки, или банально охота еще раз окунуться в ту романтическую атмосферу — игру ставить в обязательном порядке (приготовьтесь, кстати, увидеть на новых картинках новую технику рисования — мне показалось, что новые арты нарисованы слегка не так, как привычные старые).
Для остальных же — это все тот же самый GoS, да тем более на японском. Если очень дорожите своим временем — лучше потратьте его на что-нибудь более полезное.

ПОЛНОСТЬЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ

GIRLFRIEND OF STEEL

Игра включает в себя полный перевод текста и графики на русский язык. Всё адаптировано для русскоязычных ОС.

Перевод и адаптация игры выполнена командой Evangelion Not End:

EclipseZeta — перевод игры с японского языка на английский
roxfan — утилиты для работы с ресурсами, перепаковка ресурсов игры
Rock Head — утилиты для работы с ресурсами
mux_meg — перевод игры с английского языка на русский
serkl — редактирование русского перевода
X-Reiless — корректировка исполняемых файлов игры, инсталлятор
Rosetau — инсталлятор
qwe1113 — распаковщики и запаковщики для GoS SE

РАСПАКОВЩИКИ И ЗАПАКОВЩИКИ

Мы предоставляем вам уникальный софт: распаковщики данных этой игры. С их помощью вы сможете распаковать все изображения, музыку и текст. Можно их и поместить обратно в игру, а значит при желании вы сможете создать свой проект по ее переводу.
Утилиты совместимы также с Girlfriend of Steel 2 и компьютерной версией Ayanami Raising Project.

GIRLFRIEND OF STEEL SPECIAL EDITION

Расширенная версия игры на японском языке.